Акрополь
– афинский Кремль – расположен в
самом центре города на довольно
высоком и крутом холме. Поселение
на этом месте существовало еще со
времен неолита. В архаические
времена здесь находилась
резиденция местного царя – анакса.
Тогда же Акрополь был впервые
обнесен стеной из необработанного
камня (XIII
в. до Р.Х.) – настолько мощной, что
впоследствии появилась легенда о
том, что ее строили великаны-киклопы,
а сама стена получила название «киклопической».
Позднее,
в эпоху становления демократии,
Акрополь теряет свое
административное значение но
остается религиозным центром:
здесь расположено древнее
святилище Афины – покровительницы
города. Во времена тирании
Писистрата и его сыновей (VI
в.) на холме строятся великолепные
храмы, но персы, захватив Афины в 408
г., сжигают их дотла. Афиняне
совместно с другими городами
Эллады разбивают персидское
войско и, возвратившись на
пепелище, отстраивают Акрополь в
его былой красе. Инициатором
восстановления Акрополя был сам
Перикл, который управлял тогда
Афинами, а осуществлением проекта
руководил гениальный скульптор
Фидий. Тогда и были возведены те
храмы, которые стали
олицетворением классической
культуры и своего рода «визитной
карточкой» исторических Афин.
Позднее
укрепления и храмы Акрополя
неоднократно перестраивались
римлянами, христианами, а после –
турками. Сейчас все основные
постройки Акрополя были
подвергнуты систематической
реставрации. На его территории
продолжаются раскопки.
Вход
в, собственно, Акрополь находится
на западной, пологой стороне холма.
Это– знаменитая коллонада
Пропилей, построенная в V
в. архитектором Мнесиппом.
Пропилеи можно разделить на
центральную часть и два крыла,
обращенных к посетителю. В левом
крыле находилась Пинакотека –
своего рода художественный музей,
где в античное время хранились
произведения живописи. Внутри и
вокруг Пропилей стояли
посвятительные дары и статуи богов.
На
юго-западе Пропилей находится храм
богини Ники, построенный по
проекту Калликрата во второй
половине V
в. Сам храм расположен на т.н. «пиргосе»
– части древних киклопических
укреплений, защищавшей самое
слабое место в обороне Акрополя –его
ворота. Культ Ники на этом месте
существовал еще с архаической
эпохи, о чем свидетельствуют
проводившиеся раскопки.
Из
Пропилей посетитель выходит через
восточный портик на территорию
основного святилища Акрополя.
Справа видны остатки некогда
блистательного храма Артемиды
Бравронии и здания Халкотеки (места,
где хранились посвятительные дары),
а прямо по центру возвышается
Парфенон, оставляющий
неизгладимое впечатление величием,
масштабами и, в то же время,
утонченностью своей конструкции.
Строительством
этого знаменитейшего храма
античности занималась целая
коллегия талантливых архитекторов,
скульпторов и художников во главе
с самим Фидием. Все они
принадлежали к кругу Перикла,
который собрал вокруг себя
культурную элиту тогдашних Афин, и
более того – всего греческого мира.
Парфенон является одним из лучших
произведений дорического стиля.
Стиль этот характеризовался
суровой простотой и классической
законченностью линий, однако при
украшении Парфенона были
использованы и ионические детали,
что придает ему еще больше
оригинальности. Весь храм был
украшен великолепными барельефами
на мифологические темы – многие из
этих барельефов сохранились.
Внутри храма стояла 12-метровая
статуя Афины работы Фидия, целиком
сделанная из золота и слоновой
кости.
Парфенон
был освящен в 438 г. до Р.Х. В
христианское время в нем была
церковь Софии Премудрости Божией (VI
в.), крестоносцы устроили внем
католическую церковь (XIII
в.) а турки – мечеть (1456 г.). Позднее
турки устроили в нем пороховой
склад, взорванный венецианской
армией во время осады ею Акрополя
(1687 г.), причем большая часть храма
оказалась разрушена. В настоящее
время Парфенон реконструирован в
его прежнем виде.
В
северной части Акрополя
расположен Эрехтейон – храм,
изначально посвященный
древнейшему культу бога Эрехтея,
а позднее хранивший знаменитый
«ксоан» –кумир Афины из
масличного дерева. Строительство
этого храма велось в 421-406 г. до Р.Х.
Храм построен в ионическом стиле –
со множеством украшений – и имеет
довольно причудливую форму.
Эрехтейон знаменит, в первую
очередь, своими Кариатидами, –
статуями девушек в праздничной
одежде, поддерживающих портик
храма с южной стороны. Тут же, под
полом портика, находится и могила
легендарного основателя Афин царя
Кекропа. Храм этот
противопоставлялся по своему
значению блистательному Парфенону.
Тогда как тот служил символом
земного могущества и
благосостояния города, Эрехтейон
был средоточием государственного
религиозного культа.
Также
в Акрополе находится и музей, в
котором можно увидеть то, что было
найдено в результате
многочисленных раскопок на его
территории: древнейшие статуи,
керамика и т.п. Экспозиция
представляет огромный
исторический и художественный
интерес.