Афины
– город, причудливо сочетающий
историю и современность,
европейскую внешность и античный
подтекст, город, где история не
просто стоит в музеях, а валяется
под ногами, как придорожные камни;
город, совместивший пространство и
время в некую неразрывную категорию
жизни.
Каждый проводит время в Афинах по
своему вкусу, и для всякого гостя в
Афинах существует особое,
уникальное лицо города: для профана
в культуре – и для утонченного
эстета, для бизнесмена – и для
туриста, для праздношатающегося
зеваки – и для приехавшего из
профессиональных интересов, для
влюбленной пары – и для закоренелых
холостяков, – для каждого человека
Афины существуют в каком-то особом,
уникальном ракурсе, известном и
доступном только ему одному.
Здесь можно ознакомиться с
достопримечательностями за пару
дней, а можно этому посвятить неделю,
можно изучать исторические
памятники и музейные экспозиции, а
можно и просто побродить по городу
или посидеть в какой-нибудь таверне
– в любом случае вы окажетесь в
выигрыше. В этом месте история и
повседневность переплетаются так
тесно, что создается неповторимый
аромат, который чувствуется всегда
и повсюду: от музейной залы – до
самого заурядного переулка, от
мраморных коллонад античных храмов
– до потертых столиков обычной
греческой кофейни.
Афины имеют очень древнюю историю,
восходящую еще к эпохе неолита,
когда на том самом холме, где
впоследствии был выстроен Акрополь,
появилось первое поселение. Со
временем поселение стало городом , а
к XIV
в. до Р.Х. – одним из крупных
экономических и политических
центров Аттики. В X
в. Вследствие народных восстаний
изменился государственный строй:
вместо традиционных царей-анаксов к
власти пришла власть гражданского
большинства (демоса), которая, по
сути, была властью небольшой
верхушки – самых влиятельных и
состоятельных людей города –
аристократов. Позднее простым
гражданам удалось добиться
расширения прав в народном собрании.
Т.о. сформировалась система
управления, известная сейчас как
демократия.
После этого в истории Афин было еще
много небывалых взлетов и столь же
головокружительных падений.
В 480 г. до Р.Х. персидское нашествие
прокатилось по Аттике: Афины были
сожжены дотла, а жители бежали под
защиту тогда очень мощного
афинского флота на Саламин. Афиняне
в союзе с другими греческими
полисами разбивают персов на море и
на суше, а остатки персидского
войска с
позором бегут в Азию.Афиняне сумели
восстановить город и возглавить
оборонительный союз греческих
полисов, став, тем самым, наиболее
могущественным государством
греческого мира.
Наступает классическая эпоха (V
в.) – время экономического и
культурного расцвета Афин, но также
и время распрь и внутренних войн
между греческими полисами. Афины
терпят поражение в Пелопонесских
войнах и теряют свое политическое
влияние в Средиземноморье.
Затем, уже после эпохи македонского
владычества, когда Афины входят в
состав Римской
Империи, они вновь занимают
главенствующее положение в Европе,
но уже по культурному значению. Весь
город превращается в огромный
университет – вместилище
ранообразных философских школ и
риторических училищ, место
постоянных диспутов и формирования
философских систем предмет
восхищения и зависти
интеллектуалов всего античного
мира.
В византийское время Афины медленно
угасают, полностью потеряв былой
авторитет культурного центра
Европы. Ко времени Крестовых
походов, а позднее – турецкого
нашествия (1456), Афины уже были
маленьким провинциальным городком
с позабытым прошлым и без какого-либо
будущего.
Но древние развалины Парфенона
всегда оставались драгоценным
символом для греческой нации. После
греческого восстания 1821-1830 г. Афины
вновь становятся столицей
возрожденного греческого
государства и приобретают черты
современного индустриального
европейского города, не теряя,
впрочем, и своего исторического
лица.
Христианские
памятники Афин.
Афины
– центр классической культуры и
колыбель современной цивилизации –
наиболее славны памятниками
античного времени. Тем не менее
город имеет и свою христианскую
историю, тесно переплетающуюся с
наследием классической традиции –
не случайно самые древние из ныне
существующих христианских храмов
Афин построены на фундаменте
языческих святилищ, а некоторые из
них прямо располагались в зданиях
древних храмов, как, например, это
было с храмами Парфенона,
Гефестейона и Эретрейона.
В
ранневизантийское время, когда
афинская философская школа еще
считалась эталоном высшего
образования, здесь учились самые
знаменитые христианские богословы
и Отцы Церкви: Василий Великий,
Григорий Богослов, Григорий Нисский,
Иоанн Златоуст. В период
догматических споров, разделявших
Церковь в IV-V
вв. мнение этих отцов считалось
наиболее авторитетным, а их голос
оказался во многом определяющим для
развития христианского вероучения.
Так случилось не только потому, что
они были выразителями церковного
сознания, но и в силу того, что они
являлись одними из наиболее
образованных людей своего времени,
в совершенстве знавших античную
культуру и тонко ее понимавших,
мысливших и говоривших ее
категориями. Василия его
современники за неотразимость
аргументации и красоту речи
называли «божественным», Григорий
Богослов знал классическую
литературу настолько, что сам писал
прекрасные стихи на древнем
гомеровском диалекте, а Иоанна его
учитель-язычник, будучи сам
знаменитым ритором и главой школы,
прочил в свои преемники.
В
более позднее время Афины
постепенно приходят в упадок:
центры образования окончательно
смещаются в столичный
Константинополь и блистательную
Александрию. Печальный итог
многовековой культурной традиции
Афин подвел известный указ
императора Юстиниана, закрывший в 529
г. языческие школы и училища.
После
этого Афины надолго исчезают с
культурной сцены Европы, но
христианская жизнь идет своим
чередом: появляются новые монастыри
и храмы. Некоторые из них
сохранились до нашего времени:
небольшая, но впечатляющая своей
древностью и изяществом
архитектуры церковь св. Элевферия,
храм святых Феодоров, церковь
Капникарея с замечательными
фресками и др. Также представляют
интерес старые монастырские
обители Кесариани и Дафни, особенно
церковь монастыря Дафни и ее
редкостные мозаики – классический
образец византийского искусства
вообще и средневизантийской
мозаики в частности.
Любитель
христианских древностей также не
пройдет мимо Византийского музея с
его небольшой, но со вкусом
подобранной коллекцией икон, мозаик,
и росписей.