АФОН
Для русских
Афон издревле был каким-то особым местом, прообразом и знамением
горнего мира, святыней по определению. Чаяния всякого православного
– монаха ли, мирянина – неизбежно обращались ко Святой Горе,
где люди похожи на ангелов, а ангелы являются в зримом человеческом
облике, куда стремятся всю жизнь, а приходят лишь единожды,
где жизнь и смерть столь едины, что жизнь становится лишь
приуготовлением к смерти, а смерть – началом новой, иной жизни.
Где достаточно лишь оказаться, чтобы обрести себя и увидеть
других.
Афон кажется
символом и воплощением самой вечности, поэтому странно представить,
что он имеет свою историю. Между тем, она у него есть.
Еще в
дохристианские времена, вплоть до III в. до Р.Х. на Афоне
существовали греческие города, такие как Тиссон, Дион и др.
Афон неоднократно упоминается у греческих историков и писателей:
от Гомера и Геродота – до Плутарха и Аполлония. В 481 г. до
Р.Х. Ксеркс, идя с огромным флотом на Грецию, перекопал каналом
Афонский перешеек по проекту своего инженера Бунареса, чтобы
не огибать очень опасный для кораблей южный мыс полуострова.
Плутарх рассказывает о резчике Стасикрате, предложившем Александру
Македонскому вытесать из Афонской горы статую самого Александра,
в чем ему, впрочем, было отказано.
Христиане
появились здесь в IV в., при Константине Великом. Еще во времена
Юлиана Отступника (361-363 г. по Р.Х.) здесь жили вместе и
христиане, и идолопоклонники. Полуостров неоднократно подвергался
варварским набегам, особенно в те моменты, когда империя по
каким либо причинам слабела. Поэтому постепенно вся близлежащая
местность приходит в запустение, становясь привлекательной
для искавших уединения аскетов и пустынников.
Монашество,
таким образом, появляется на Афоне уже в византийское время,
в IX веке. Еще в ранний период своего существования афонское
монашество посылала своих представителей на Константинопольский
Собор 842 г. В середине IX в. на Афон приходят преподобный
Афанасий и Павел Ксиропотамит, основавшие новые монастыри
и собравшие большое количество братии. С этого времени при
поддержке императорской власти конгрегация афонских монастырей
обретает законченную форму и централизуется. Уже в поздневизантийское
время Афон мало-помалу превращается в автономную самоуправляемую
область. При турецком владычестве эти привилегии отчасти соблюдаются.
Афон служит хранилищем национальной культуры и крупным образовательным
центром, чему в немалой степени способствовали огромные монастырские
библиотеки.
В настоящий
момент Афон управляется особым советом представителей монастырей
– Протатом с центром в Кареях. Все монастыри, числом двадцать,
обладают равными правами в административных делах. Кроме этого
существует около четырнадцати скитов и бесчисленное количество
отдельных келий, подчиненных тому или иному из монастырей.
Общее население Афона – около 1 600 человек.
Афон –
всемирный центр паломничества и туризма. В самом деле, здесь
собрано бесчисленное множество святынь: чудотворные иконы,
мощи и т.д., хранящихся здесь еще с византийских времен. Кроме
того, афонские храмы славятся своими фресками, а библиотеки
монастырей – огромными собраниями древних рукописей.
Другие
достопримечательности в Афоне:
Достопримечательности
|
Кареи
|
|
|
|
|